вторник, 31 мая 2011 г.

Проект требований к библиотечному фонду и ЭБС

Доброго времени суток, уважаемые коллеги.
Очередной интересный "проектик" попался мне на днях.
Вот так будут выглядеть требования к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования.
Возможно, что примут документ летом, когда внимание общественности будет "притуплено" отпусками. И к 1 сентября или ММКВЯ будет еще один сюрприз по тематике "ЭБС", но уже не от Министерства по связям и массовым коммуникациям, а от Минобрнауки России;)))








четверг, 5 мая 2011 г.

Свершилось…

В ответ на вопрос комментатора за ником pva1967 – «Вроде как новости должны быть? На счет заседания рабочей группы 21 апреля?» предлагаю вашему вниманию Протокол заседания Совета при Минобрнауки России по ЭБС от 22.04.2011.
Прошу прощения за несвоевременность – был в отъезде.





 
Итак, мы имеем документ, явно отличающийся от ранних творений юристов «КнигаФонда», что не может не радовать:
- Частично учтены пожелания представителей вузов.
- Изменены или удалены «весовые» коэффициенты.
- Добавлены требования по обязательному наличию в ЭБС научных периодических из списка ВАК и научных монографий.

Однако эти нововведения не отменили подход к оценке ЭБС. По прежнему, вузу предлагается каким-то образом высчитывать коэффициенты.  

Отдельно хочется отметить пункт 5 данных требований. По сравнению с проектом требований минимальное количество издательств увеличено с 5 до 25, хотя в том же пункте, но в столбце «Динамики роста обеспеченности» первый же параметр «от 20 до 50». На первый взгляд логика разработчиков не совсем понятна, но это только на первый взгляд. В тексте объяснительной записки отмечено «При разработке настоящих Требований учитывалась необходимость использования в образовательном процессе максимального количества источников информации с исключением случаев обеспечения обучающимся доступа только к изданиям узкого круга издательств». Т.е., при принятии данных требований таким ЭБС как «Инфра-М», «book.ru» или «ibooks» придется либо набирать книги других издательств, либо объединяться. Я не говорю уже о том, что данный пункт ставит крест на возможности создания вузом собственной ЭБС, основанной на изданиях, подготовленных в РИО вуза.
Повторюсь, что параметр определяющий количество издательств придумали именно в «КнигаФонде» и впервые отобразили в отраслевом докладе. При этом они по-прежнему прикрываются ФГОСами, в которых нет ни слова о количестве издательств. Странно, но об этом как-то вообще не вспоминают.

Пункт 4, простите за выражение, просто «выносит мозг». Как и кто будет проводить исследования массива ЭБС на соответствие базовым разделам ОКСО?

Еще одно нововведение - Обязательные технические требования к ЭБС вуза, не использующиеся при вычислении КЭБС. Лично мне не понятно словосочетание «ЭБС вуза». Во всем предыдущем тексте речь идет о подключаемой ЭБС, а о чем говорит эта фраза – непонятно. То ли это просто ошибка, то ли это требования именно для собственной ЭБС вуза.

Не понятно также утверждение – «Расчет роста показателя КЭБС на основании утвержденной формулы осуществляется для целей отслеживания динамики развития обеспеченности обучающихся доступом к ЭБС». Возникает вопрос – а кто будет отслеживать динамику? Опять Совет в книгафондовской троицей во главе?

Вообще складывается ощущение, что «КнигаФонд» нарочно издевается над рынком. Вот сколько раз переписаны требования? Зачем создавался приказ № 588?

Решение Совета:
Одобрить доработанные с учетом состоявшегося обсуждения прилагаемые Требования к обеспеченности обучающихся вузов доступом к электронным научным и образовательным ресурсам .

P.S. Напомню, что совет является рекомендательным органом и его одобрения не достаточно для вступление данных требований в силу.  Видимо для «мыльной оперы» с названием  «Требования к ЭБС» уместна фраза To Be Continued...